Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны, немало способствовавшая общей Победе, заставила Сталина пересмотреть политику в отношении религии. Начиная с 1941 г., государство было вынуждено пойти на некоторые уступки в отношении Церкви: прекратилась антирелигиозная пропаганда, для богослужений открылись храмы, из тюрем и лагерей частично выпустили священнослужителей. Когда на фронте произошёл перевес в сторону СССР, Сталин сделал радикальный шаг - 04.09.1943 он принял троих правящих православных иерархов: Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), митрополита /Ленинградского и Новгородского/ Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича). (По одной версии встреча проходила в Кремле, по другой - на даче Сталина, где присутствовал только владыка Сергий). Этот исторический приём знаменовал потепление государственно-церковных отношений. На нём было получено разрешение на выборы Патриарха, открытие приходов и духовных учебных заведений, выпуск религиозных изданий и др. В 1943 г. издан приказ "О сохранении и ограждении от разрушения памятников культуры народов СССР". Под его действие попали и церкви - в храмах впредь запрещалось устраивать склады и предписывалось не допускать их разрушения. В том же году принято секретное постановление ГКО "Об утверждении мероприятий по улучшению работы разведывательных органов СССР", согласно которому религиозные организации впервые были включены в круг интересов советской внешней разведки. Происходили и другие перемены. В сентябре 1943 г. вышел 1-й номер "Журнала Московской патриархии"; в конце 1943 г. митрополиту Ленинградскому Алексию был разрешено иметь технический аппарат и 15.04.1944 г. в здании Никольского собора открылась епархиальная канцелярия.
Тем не менее, РПЦ продолжала пребывать под тотальным контролем и любые её попытки расширить свою деятельность в миру пресекались. В 1943 г. для осуществления взаимодействия правительства и Патриархии был образован Совет по делам Русской Православной Церкви. (Уполномоченный Совета назначался в каждую из республик, краёв и областей СССР). Фактически же деятельность этого органа обернулась грубым вмешательством во все церковные дела. Руководство Советом по делам РПЦ Сталин возложил на Наркомат госбезопасности. Возглавил Совет, соответственно, полковник этого ведомства, некто Г. Карпов. (До этого он руководил отделом, который осуществлял разные антицерковные акции. Характерно, что Карпову было разрешено совмещать его новую деятельность с исполнением прежних обязанностей).
Не оправдались и некоторые другие надежды Патриархии. В частности прошение митрополита Алексия (переданное лично Сталину при их исторической встрече в сентябре 1943 г.) об освобождении находящихся в заключении священнослужителей было выполнено только частично. Многих из представленного владыкой списка действительно вскоре освободили (в т.ч. 11 архиереев), однако это была явно меньшая часть мучеников за веру, продолжавших оставаться узниками тюрем и лагерей. Духовенство в целом всё ещё вызвало недоверие власти. Об этом, в частности, может свидетельствовать пример, приводимый в воспоминаниях архиепископом Никоном (Фомичевым): митрополит Алексий в 1944 г. старался не "компрометировать" его, еще не принявшего сан, своей близостью. Зайдя как-то вместе в трамвай, владыка, оставшись в начале вагона, велел Фомичеву сесть в конец - чтобы их не видели вместе. В этот период больше создавалась видимость благополучного решения религиозного вопроса (г.о. для мировой общественности), на деле же государство отнюдь не было заинтересовано в расширении нравственного влияния РПЦ и вообще реабилитации религии. (с)
Тем не менее, РПЦ продолжала пребывать под тотальным контролем и любые её попытки расширить свою деятельность в миру пресекались. Ну-да, ну-да. История с Новодевичьим монастырем и духовной семинарией просто вопиет по этому поводу.
Плюс я так понял, ты не в курсе последних высказываний ни Патриарха нашего в Питере ни протоиерея Георгия Митрофанова по теме Победы.
цитирую: Война же 1941 – 1945 гг. примечательна для церковно-исторического анализа о. Георгия тем, что победа в ней лишила наш народ и самой возможности покаяния. Поэтому столь пристальное внимание обращает автор на генерала Власова. Массовое сознание воспринимает его только как предателя; о. Георгий увидел в нём то осознание ошибочности выбранного Россией пути, которое должно было бы быть у всего нашего народа. Победа этот росток покаяния задавила окончательно.
Вопрос - чо они в кадила заправляют остается открытым.
lexiff ХГМ - Христос головного мозга. Если верть Лурку. Да, я тоже так думаю. Нам в этом семестре приезжал на лекцию батюшка (Примерно год назад, какой-то священник приезжал к остапычу в универ и там речь толкал), который осуждал СССР за то, что не подписали конвенцию о хорошем отношении к военнопленным, чем самым, обрек множество своих граждан на пытки в Гестапо и ужасное отношение в концлагерях. Я, помнится возразил, что пусть этого договора у нас не было, но женевскую конвенцию мы все же подписали. к тому же. Человеческое отношение всегда ими и остается. Не нужно заключать договоров о хорошем отношении к военнопленным, что бы оставаться при этом человеком. Вряд ли страна, ведущая с нами войну на ИСТРЕБЛЕНИЕ будет блюсти какие-то там договоры. Помним завет Галов - "Горе побежденным!" Не скажу, что батюшка замялся, но потерялся точно.
PS – Меня вообще наша церковь разочаровывает сильно. Это не та православная церковь, что должна повести за собой миллионы и не та церковь, в коей нуждаются люди.
Мессир Архимаг Игнациус КопперЯ, помнится возразил, что пусть этого договора у нас не было, но женевскую конвенцию мы все же подписали. Насладись:
"...Ответная нота Наркомата иностранных дел СССР посольству США в Советском Союзе с разъяснением позиции в отношении Женевской конвенции 1929 г. 25 ноября 1941 г. читать дальшеНародный комиссариат иностранных дел, свидетельствует своё почтение американскому посольству, имеет честь в ответ на ноту посольства от 13 ноября 1941 г. сообщить следующее: Советское правительство, выражая свою признательность правительству США за проявленное внимание к положению военнопленных в Германии, не может, однако, согласиться с утверждением, содержащимся в указанной ноте посольства США, что неприменение германскими властями к советским военнопленным , а так же находящимся в Германии военнопленных других стран установленных международными договорами и обычаями правил обращения с военнопленными объясняются якобы тем, что Советский Союз не является участником Женевской конвенции 1929 года и что на Германии не лежит обязательство применять положение конвенции к советским военнопленным в Германии. Германское правительство и германские власти, не считаются с международным правом, грубо и систематически нарушая все международные договора и соглашения, в том числе и относящиеся к обращению с военнопленными , проводят в отношении советских военнопленных режим кровавого произвола, бесправия и издевательства, который не может быть оправдан никакими ссылками на неучастие СССР в Женевской конвенции . Такого рода ссылки тем более лишены всякого основания, что Советское правительство ещё 17 июля с. г. в ноте шведскому правительству, а так же 8 августа с. г. в ноте, преданной всем аккредитованным при правительстве СССР посольствам и миссиям, заявило о своей готовности соблюдать на началах взаимности все положения о законах и обычаях сухопутной войны Гаагской конвенции 1907 г., в том числе и положения о военнопленных.
В соответствии с эти Советское правительство с первых же дней войны с вероломно напавшей на СССР гитлеровской Германией и её сообщниками строго и в полном объеме применяет к военнопленным воюющих стран все принципы и положения, предусмотренные указанной Гаагской конвенцией , совпадающей с основными принципами и положениями в отношении военнопленных Женевской конвенции 1929 г. Советское правительство считает также необходимым обратить внимание правительства США на то, что Германия, являясь участницей Женевской конвенции , обязана, независимо от того, является ли участником этой конвенции также и Советский Союз , полностью соблюдать все правила и положения конвенции в силу содержащейся в ней статьи 82-й, устанавливающей, что во время войны, если одна из сторон не является участником конвенции , положение последней, тем не менее, будут оставаться обязательными, как и между воюющими странами, которые участвуют в этой конвенции . Что касается вопроса об отношении Советского правительство к принципам Женевской конвенции 1929 г. и возможности для СССР присоединиться к этой конвенции , то Советское правительство, солидаризуясь со всеми положениями и принципами этой конвенции , не может, однако принять положение статьи 9-й конвенции , где устанавливается размещение в лагерях военнопленных по расовой принадлежности, что находится в прямом противоречии со статьёй 123-й Конституции (Основного Закона) СССР . Именно на этом основании Советское правительство не может дать своё согласие на присоединение Советского Союза к Женевской конвенции 1929 г.
В посольство Соединённых Штатов Америки г. Куйбышев. ..."
lexiff По этому, имею сказать следующие: Во-первых, я жестоко ошибся и лоханулся. . Позор мне здесь. Во-вторых, слава богу, что Батюшка оказался не знаком с первоисточником, ведь на эту фразу он мне ничем не возразил. В-третьих, Хм... наш преподаватель ярый коммунист, оказывается еще и не верующий. Хотя мог меня оборвать и поставить в неловкую ситуацию . Не стал. Теперь люто бешено благодарен, надо будет на днях поблагодарить и извиниться За такую оплошность. В-четвертых, ссыль на сайт, где опубликована переписка?
lexiff С учетом позиции Кирилла - поздно. И это есть плохо. Команданте, ты же прекрасно знаешь - в любой структуре проводятся чистки. Можно поглядеть на историю РПЦ - чисток там было дай Боже, равно как и изменений в курсе. Изменится политика родного государства в отношении СССР, изменится политика и Церкви. Думать о том, что РПЦ "оху**о" без учета, что точно также ох***и некоторые представители руководства страны,а также культуры и журналистики, архиплохо. Чето мало кого возмущает тот факт, что у нас по центральному каналу фильм "9 рота" кажут. Или "Штрафбат" со "Сволочами".
lexiff Письмо нашел. Действительно, такое имеет место быть. Блин, тут мне страшный позор. Я перепутал Гаагскую конференцию, к которой мы присоединились в 1918 году с Женевской конвенцией. И самое смешное, оставался бы и дальше с ошибочным мнением, ежели ты сейчас не ткнул меня носом в сей пробел со знанием. Благо, что мне попался мало знакомый с материалом священник, а не какой-нибудь либерально настроенный человече, но в курсе событий. Тогда было бы очень и очень неудобно. В диспуте же не скажешь - Ой, Я ошибся договорами. Спасибо тебе батя. А то случись такое - был бы сильный удар по самомнению. По сабжу, ошибся я или нет, но все равно стою на своих словах. Не важно, подписал бы ли СССР Женевскую конвенцию или нет. Германия-то подписала, А значит был обязана ее соблюдать. Если и тут мне отказывает память, то в женевской конвенции есть статья о том, что если одна из воюющих сторон конвенцию не подписывала, то другая все равно обязано соблюдать все уставы подписанной ими конвенции.
«27 июня 41 нарком иностранных дел В.М.Молотов от имени Советского правительства заявил о согласии с предложением «Международного комитета Красного Креста относительно представления сведений о военнопленных, если такие же сведения будут предоставлены воюющими с советским государством странами» А августе СССР передает первый список германских пленных. Ответа от Германии не последовало.
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны, немало способствовавшая общей Победе, заставила Сталина пересмотреть политику в отношении религии. Сталин пересмотрел политику в отношении религиям ещё в процессе подготовки к войне. В этот период больше создавалась видимость благополучного решения религиозного вопроса (г.о. для мировой общественности), на деле же государство отнюдь не было заинтересовано в расширении нравственного влияния РПЦ и вообще реабилитации религии. (с) Религии должны быть ограничены, иначе они жёстко ограничат нас и передерутся между собой. который осуждал СССР за то, что не подписали конвенцию о хорошем отношении к военнопленным, чем самым, обрек множество своих граждан на пытки в Гестапо и ужасное отношение в концлагерях. Германия не считала необходимым исполнять этот договор(Женевскую Конвенцию) применительно к недочеловекам. От того, что СССР его бы подписал ,он бы ничего не выиграл, а содержать пленных немцев стало бы на порядок дороже.
В 1943 г. издан приказ "О сохранении и ограждении от разрушения памятников культуры народов СССР". Под его действие попали и церкви - в храмах впредь запрещалось устраивать склады и предписывалось не допускать их разрушения. В том же году принято секретное постановление ГКО "Об утверждении мероприятий по улучшению работы разведывательных органов СССР", согласно которому религиозные организации впервые были включены в круг интересов советской внешней разведки. Происходили и другие перемены. В сентябре 1943 г. вышел 1-й номер "Журнала Московской патриархии"; в конце 1943 г. митрополиту Ленинградскому Алексию был разрешено иметь технический аппарат и 15.04.1944 г. в здании Никольского собора открылась епархиальная канцелярия.
Тем не менее, РПЦ продолжала пребывать под тотальным контролем и любые её попытки расширить свою деятельность в миру пресекались. В 1943 г. для осуществления взаимодействия правительства и Патриархии был образован Совет по делам Русской Православной Церкви. (Уполномоченный Совета назначался в каждую из республик, краёв и областей СССР). Фактически же деятельность этого органа обернулась грубым вмешательством во все церковные дела.
Руководство Советом по делам РПЦ Сталин возложил на Наркомат госбезопасности. Возглавил Совет, соответственно, полковник этого ведомства, некто Г. Карпов. (До этого он руководил отделом, который осуществлял разные антицерковные акции. Характерно, что Карпову было разрешено совмещать его новую деятельность с исполнением прежних обязанностей).
Не оправдались и некоторые другие надежды Патриархии. В частности прошение митрополита Алексия (переданное лично Сталину при их исторической встрече в сентябре 1943 г.) об освобождении находящихся в заключении священнослужителей было выполнено только частично. Многих из представленного владыкой списка действительно вскоре освободили (в т.ч. 11 архиереев), однако это была явно меньшая часть мучеников за веру, продолжавших оставаться узниками тюрем и лагерей.
Духовенство в целом всё ещё вызвало недоверие власти. Об этом, в частности, может свидетельствовать пример, приводимый в воспоминаниях архиепископом Никоном (Фомичевым): митрополит Алексий в 1944 г. старался не "компрометировать" его, еще не принявшего сан, своей близостью. Зайдя как-то вместе в трамвай, владыка, оставшись в начале вагона, велел Фомичеву сесть в конец - чтобы их не видели вместе. В этот период больше создавалась видимость благополучного решения религиозного вопроса (г.о. для мировой общественности), на деле же государство отнюдь не было заинтересовано в расширении нравственного влияния РПЦ и вообще реабилитации религии. (с)
Ну-да, ну-да.
История с Новодевичьим монастырем и духовной семинарией просто вопиет по этому поводу.
Плюс я так понял, ты не в курсе последних высказываний ни Патриарха нашего в Питере ни протоиерея Георгия Митрофанова по теме Победы.
цитирую:
Война же 1941 – 1945 гг. примечательна для церковно-исторического анализа о. Георгия тем, что победа в ней лишила наш народ и самой возможности покаяния. Поэтому столь пристальное внимание обращает автор на генерала Власова. Массовое сознание воспринимает его только как предателя; о. Георгий увидел в нём то осознание ошибочности выбранного Россией пути, которое должно было бы быть у всего нашего народа. Победа этот росток покаяния задавила окончательно.
Вопрос - чо они в кадила заправляют остается открытым.
ХГМ - Христос головного мозга.
Да, я тоже так думаю. Нам в этом семестре приезжал на лекцию батюшка (Примерно год назад, какой-то священник приезжал к остапычу в универ и там речь толкал), который осуждал СССР за то, что не подписали конвенцию о хорошем отношении к военнопленным, чем самым, обрек множество своих граждан на пытки в Гестапо и ужасное отношение в концлагерях. Я, помнится возразил, что пусть этого договора у нас не было, но женевскую конвенцию мы все же подписали. к тому же. Человеческое отношение всегда ими и остается. Не нужно заключать договоров о хорошем отношении к военнопленным, что бы оставаться при этом человеком. Вряд ли страна, ведущая с нами войну на ИСТРЕБЛЕНИЕ будет блюсти какие-то там договоры. Помним завет Галов - "Горе побежденным!" Не скажу, что батюшка замялся, но потерялся точно.
PS – Меня вообще наша церковь разочаровывает сильно. Это не та православная церковь, что должна повести за собой миллионы и не та церковь, в коей нуждаются люди.
Насладись:
"...Ответная нота Наркомата иностранных дел СССР
посольству США в Советском Союзе
с разъяснением позиции в отношении Женевской конвенции 1929 г.
25 ноября 1941 г.
читать дальше
В посольство Соединённых Штатов Америки
г. Куйбышев. ..."
С учетом позиции Кирилла - поздно.
И это есть плохо.
По этому, имею сказать следующие:
Во-первых, я жестоко ошибся и лоханулся.
Во-вторых, слава богу, что Батюшка оказался не знаком с первоисточником, ведь на эту фразу он мне ничем не возразил.
В-третьих, Хм... наш преподаватель ярый коммунист, оказывается еще и не верующий.
В-четвертых, ссыль на сайт, где опубликована переписка?
С учетом позиции Кирилла - поздно.
И это есть плохо.
Команданте, ты же прекрасно знаешь - в любой структуре проводятся чистки. Можно поглядеть на историю РПЦ - чисток там было дай Боже, равно как и изменений в курсе.
Изменится политика родного государства в отношении СССР, изменится политика и Церкви.
Думать о том, что РПЦ "оху**о" без учета, что точно также ох***и некоторые представители руководства страны,а также культуры и журналистики, архиплохо.
Чето мало кого возмущает тот факт, что у нас по центральному каналу фильм "9 рота" кажут. Или "Штрафбат" со "Сволочами".
Письмо нашел. Действительно, такое имеет место быть. Блин, тут мне страшный позор. Я перепутал Гаагскую конференцию, к которой мы присоединились в 1918 году с Женевской конвенцией. И самое смешное, оставался бы и дальше с ошибочным мнением, ежели ты сейчас не ткнул меня носом в сей пробел со знанием.
По сабжу, ошибся я или нет, но все равно стою на своих словах. Не важно, подписал бы ли СССР Женевскую конвенцию или нет. Германия-то подписала, А значит был обязана ее соблюдать. Если и тут мне отказывает память, то в женевской конвенции есть статья о том, что если одна из воюющих сторон конвенцию не подписывала, то другая все равно обязано соблюдать все уставы подписанной ими конвенции.
«27 июня 41 нарком иностранных дел В.М.Молотов от имени Советского правительства заявил о согласии с предложением «Международного комитета Красного Креста относительно представления сведений о военнопленных, если такие же сведения будут предоставлены воюющими с советским государством странами»
А августе СССР передает первый список германских пленных. Ответа от Германии не последовало.
Сталин пересмотрел политику в отношении религиям ещё в процессе подготовки к войне.
В этот период больше создавалась видимость благополучного решения религиозного вопроса (г.о. для мировой общественности), на деле же государство отнюдь не было заинтересовано в расширении нравственного влияния РПЦ и вообще реабилитации религии. (с)
Религии должны быть ограничены, иначе они жёстко ограничат нас и передерутся между собой.
который осуждал СССР за то, что не подписали конвенцию о хорошем отношении к военнопленным, чем самым, обрек множество своих граждан на пытки в Гестапо и ужасное отношение в концлагерях.
Германия не считала необходимым исполнять этот договор(Женевскую Конвенцию) применительно к недочеловекам.
От того, что СССР его бы подписал ,он бы ничего не выиграл, а содержать пленных немцев стало бы на порядок дороже.