16:26 

Про культурные процессы

lexiff
гомофобная троллолита
Некоторые искренне считают, что культурка имеет лишь один путь - от илитки к черни.
А путь ее от черни к илитке - заказан.

Думается мне, что в этом месте Анна Родионовна и огромная куча ноне покойной черни взоржала бы и послала бы к бесам.
Не говоря уже о всяких пейсателях руками и композиторов инструментами, постоянно обращавшихся и продолжающих нонче обращать народному эпосу.

Если бы было так, как считают надмозги, то не знали бы мы ни песни "Из-за острова на стрежень", ни "Врагу не сдается наш гордый Варяг", ни "Улетай на крыльях ветра" из некой оперы, а знали б че-нить про прибитые к мостовой яйца и сожженые двери.

@темы: ПЧ, Размышлизмы

URL
Комментарии
2018-06-26 в 16:42 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
"Врагу не сдается наш гордый Варяг"
Рудольф Грейнц - представитель той еще илитки. Как и Евгения Студенская. А без них Алексею Турищеву никак не сочинить было бы марш)))

2018-06-26 в 18:23 

Flanker-N,
Но в главном-то, ГЛАВНОМ - он несомненно прав! Действительно, чисто статистически есть (Ну или по крайней мере должны быть) не-ко-то-ры-е, которые счи-та-ют вот именно так, как написано!
P.S. Интересно, о какой "Анне Родионовне", о той, которая графиня - или совсем каквсигда?

2018-06-26 в 20:55 

Makskozak
Бог не без милости, казак не без счастья.
Автор "Из-за острова на стрежень" Д.М. Садовников, фольклорист и этнограф, автор "Варяга" Рудольф Грейнц, австрийский писатель, автора "Улетай на крыльях ветра" стыдно не знать.

Была у меня в детстве книжечка "Русские песни и романсы". Так вот я скажу, что практически все песни, которые мы сейчас считаем народными, имеют конкретного автора. Причем авторы были не из крепостных Костромской губернии, а из вполне образованных слоев. Причем не всегда они изначально исполнялись в народной манере. (Часто какая-нибудь песня попадала из салона в кабак, из кабака на гулянку, а через сто лет ее исполнил академический хор Пятницкого и мы знаем ее такой.)

Мало того, то что сейчас сохранилось из народной культуры - заслуга этнографов и деятелей культуры девятнадцатого-двадцатого веков. Причем то, что сохранилось, качественно переработано на новый лад. См. народные сказки или танцы.

Я не отрицаю наличие и влияние народной культуры, но, повторюсь, культура идет сверху вниз. Просто то, что популярно у масс, продукт культуры предыдущей эпохи.

Когда-то и былины были новомодным увлечением князей.

2018-06-26 в 21:05 

-=IDOL.S.W.=-
Анна такая Арина

2018-06-26 в 21:33 

-=IDOL.S.W.=-,
Ну вот я тоже думаю, что "и вот все у них так!"(Ц) - но мало ли... :shuffle:

2018-06-29 в 14:26 

Murk
Makskozak, плюсую

2018-07-02 в 19:52 

lexiff
гомофобная троллолита
Makskozak, Собсно, именно я Турищева и держал в уме
Улетай - Бородин в поисках всякого таскался по местечковым этносам, чтобы обрести именно народный напев.
Садовников, собсно, занимался тем же самым.

Т.е. культурка, как это ни странно, ходит не только сверху вниз или по сторонам, но и снизу вверх.

URL
2018-07-02 в 20:10 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Т.е. культурка, как это ни странно, ходит не только сверху вниз или по сторонам, но и снизу вверх.
Ходить-то она ходит, но прямые заимствования крайне редки. И в приведенных тобой примерах (кроме "Варяга", который вообще никакого отношения к народному творчеству не имел) демонстрируется ровно обратное твоим словам. Сверху, от илитки, был заказ на народность, который композитор и выполнил, сымитировав народные напевы. Заслуг народного творчества при этом ровно столько же, сколько у сосен, елок и медведей в создании известной картины.
Называть Турищева народным композитором некорректно. Он стал представителем элиты в тот момент, когда получил классическое музыкальное образование. Его пролетарское происхождение при этом никакой роли не играет, поскольку элитарность в данном случае следует понимать как именно образовательный уровень.
Но есть предельно понятный всем и каждому пример народного творчества ставшего частью высокой культуры. Африканские ритмы превратившиеся в рок-музыку. Хотя и здесь следует понимать, что процесс шел не в одном направлении, было несколько итераций, на каждом витке которых воздействию со стороны образованного общества подвергались эти народные ритмы и мелодии. Т.е. непрерывного поступтельного процесса снизу вверх не было. Было взаимное влияние, с исходным посылом снизу.

2018-07-02 в 20:14 

lexiff
гомофобная троллолита
Flanker-N, Было взаимное влияние, с исходным посылом снизу.
О!

URL
2018-07-02 в 20:20 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
lexiff, и какое отношение это имеет к приведенным тобой примерам? Там-то посыл был сверху)))

2018-07-02 в 20:32 

lexiff
гомофобная троллолита
Flanker-N, матерьял-то откуда взялся?

URL
2018-07-02 в 22:07 

Makskozak
Бог не без милости, казак не без счастья.
lexiff, тебе про елки и сосны хорошо сказали.

А материал взялся от творческих личностей, которые жили задолго до. Ты учитывай тот момент, что творчество требует а) обучения; б) свободного времени, б) возможности для трансляции. Поэтому если вынести за скобки редких самородков, то всегда за исключением самой архаики существовали профессиональные группы, занимающиеся, скажем так, творческой деятельностью. Гусляры, трубадуры, сказатели, скоморохи, странствующие музыканты и т.д. Причем многие из вышеперечисленных были гонимы властью и церковью как раз за подвиги в стиле нынешних творцов. Показать голую жопу на ярмарке и спеть матерную частушку умели всегда. А некоторых, наоборот, прикармливали.

Ты обрати внимание на современную народную культуру. Что поют люди на гулянках? Сохранилась хоть одна действительно народная песня? Нет. Старшее поколение поет песни советских композиторов "Ой, мороз-мороз", "Ой, цветет калина" и т.п. Среднее - что-то под гитару 70-90-х годов выпуска. Что поет молодежь не знаю. Лишь дважды слышал, как девчонки лет по 16-18 пели хором "Чужие губы тебя ласкают". Для них это уже ретро. То есть поют песни сочиненные в эпоху молодости родителей.

2018-07-02 в 22:45 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
lexiff, не материал тут первичен. Первично желание элит найти свои корни. Это запрос, под который представители тех же элит в лице композиторов отправились смотреть, что же там такое а-ля рюс народ-то поет и как это подать в удобоваримое виде. Т.е. ровно как пойти в поле и посмотреть как там рожь колосится, не означает, что эта самая рожь имеет какое-то креативное начало.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник лежебоки-зануды, педанта и крохобора.

главная